о проэктеКонцепция проекта
В ночь с 30 на 31 Августа 1935 года шахтер Алексей Григорьевич Стаханов установил рекорд производительности труда, добыв 102 тонны угля за 5 часов 32 минуты, что в 14 раз больше стандартной нормы выработки на одного шахтера. Это стало началом кампании "большого рывка", целью которой было резкое увеличение производительности труда и эффективности производства в промышленности и сельском хозяйстве. За короткий период в несколько месяцев "стахановское движение" захватило всю страну. Сотни рабочих и колхозников соревновались, показывая беспрецедентно высокие показатели производительности труда и последовательно улучшая рекордные цифры. С этого момента труд получил новый статус, возник даже термин "трудовой подвиг", а в 1938 году появилось звание Героя Социалистического Труда, высшая степень отличия, приравнивавшаяся к званию Героя Советского Союза.
После смерти Стаханова в 1977 году его именем была названа крупнейшая в Европе шахта, находящаяся на территории Украины в Донецкой области.
Несмотря на кажущееся забвение, уголь составляет 44% в мировом энергообороте цивилизации, больше чем в 2 раза превышая долю газа или нефти и почти в 2 раза - атомной энергии. Как ни странно, доля угля увеличивается. В 2000 году она составляла чуть больше 40%, а через 30 лет может достичь 48%.
По оценкам специалистов через 30 лет мировые запасы нефти будут истощены на 70%, газа на 60%, а угля всего на 20%. Его значение, уже как источника углеводородов и газа, технологии производства которых давно известны, неизмеримо возрастет.
Шахтеры – архетип рабочего класса. За сотни лет самая опасная из гражданских профессий, по сути, почти не изменилась и вряд ли изменится в ближайшем будущем.
В последний день августа 2009 года, через 74 года после первого Стахановского рекорда, я начал проект работая над серией портретов шахтеров, поднимавшихся на поверхность после конца рабочей смены. Результат – "пантеон" из 100 подземных полулюдей–полубогов, визуальная интерпретация личности в Архетипе.
Концепция инсталляции
Представим себе, что мы находимся в неком утопическом пространстве демократии, где любая отдельно взятая личность может стать объектом "освящения" вне зависимости от достижений, возраста и т.д. Это могло бы быть как в коммунистической утопии, так и в капиталистической утопии развитой демократии.
В данном проекте формой такого "освящения" является создание на территории бывшего завода "пантеона" из портретов рабочих вне зависимости от их статуса, успехов и возраста.
Размер работ 3х2 метра.
Это, с одной стороны, создает референции с нашим социалистическим прошлым, где изображения "сакрализированных" вождей наводняли страну во всех формах и размерах. С другой стороны, это воспроизводит маркетинговые технологии капитализма, где рекламные образы, напечатанные огромным размером, придают мистическую силу предмету изображения, превращая объекты, а часто и субъекты (такие, как Кейт Мосс, например) в предмет поклонения.вам надо сходить, если вы в Питере....